Правила конкурентной борьбы
Будь в курсе
Превентивные меры
|
Правила конкурентной борьбы
«– По каким
правилам будем биться? – Мы
давно уже воюем без всяких правил….» (Е. Шварц
Убить дракона.) Как говаривал Отап Бендер – «…сбылась мечта идиота…».
Вот ты и в «Хопре», в смысле воплощаешь свое дело в
реальность, и очутился или очутилась в бурной рыночной среде. Возможно тебе повезло, твой
товар действительно уникален, а потому у тебя нет конкурентов. Впрочем, это не
значит, что их у тебя не появиться, ведь ты даешь рекламу, возможно
имеешь свой сайт, а это значит, особенно если дело прибыльное, что возможно у
тебя очень скоро появятся последователи. Им не нужно будет что – то придумывать, все уже придумал ты. Используя твою идею, а следовательно сэкономив время и деньги, новоявленные
конкуренты могут в самом ближайшем будущем составить серьезную угрозу твоему
делу и твоим прибылям. |
Конечно, гораздо
чаще бывает, что в сфере твоего бизнеса уже имеются, причем возможно
успешные, конкуренты. Поэтому мы решили взять на себя смелость дать несколько
рекомендаций по правилам и методам конкурентной борьбы. Сама история и
эволюция конкурентной борьбы стара как мир и, скорее всего, равна истории
человечества, особенно военной ее части. Исходя из этого, мы также, в
отдельных случаях, будем оперировать, в большей мере, военными терминами. Первое, что тебе
необходимо запомнить – современная война ведется без всяких правил. Времена благородных
рыцарских поединков давно канули в лету. Будь готов к тому, что против тебя
(твоего дела) могут быть применены самые изощренные технологии. Благородство давно
уступило место эффективности. Столкнувшись с конкурентами, будь готов к тому, что
против тебя могут применить все разнообразие форм и видов конкурентной
борьбы, особенно если твой бизнес успешен, например: действия конкурента,
ведущие к тому, чтобы свою коммерческую деятельность выдать за деятельность
твоей фирмы; дискредитация твоего
дела и тебя лично с помощью распространения ложной информации; выяснение твоих
коммерческих секретов с помощью методов промышленного шпионажа или подкупа
твоих сотрудников; установление дискриминационных
коммерческих условий; тайный сговор на торгах
или при проведении различного рода тендеров; продажа своих,
аналогичных, товаров ниже себестоимости с целью оттока твоих клиентов –
демпинг; намеренное копирование
товаров, услуг, рекламы или иных аспектов твоей предпринимательской
деятельности и т.п. Кроме того, если твой
противник или противники настроены решительно, ты можешь столкнуться с
наиболее эффективными формами конкурентной борьбы, такими как: экономическое
подавление, включающее в себя различные средства и способы ограничения твоей
деловой практики: компрометация твоей фирмы, использование связей с
административными и исполнительными местными органами для парализации твоей
деятельности, срыва сделок и т.п.; промышленный или
коммерческий шпионаж для завладения твоими секретами и извлечения собственных
выгод; прямое физическое
подавление, представляющее собой преступные посягательства на материальные и
финансовые ресурсы твоей фирмы, а также на жизнь и здоровье твоего персонала
и твою лично. И еще – настоящая война
всегда начинается «вдруг», не учитывая данного фактора можно подставиться под серьезный
удар со стороны конкурентов, причем с весьма плачевными последствиями. Можно ли обезопасить
себя в данной ситуации в той или иной мере? Будь в курсе
«Вот стал ужасно
нервным я, от этих всех проблем, Кругом среда враждебная и вторник и
четверг….» (Т. Шаов Из песни) «Кто предупрежден –
тот вооружен» гласит древняя латинская поговорка, и следует признать, что
это выражение не лишено смысла. Считай, что и мы тебя, по
дружески предупредили. В практике российского предпринимательства имеется
немало примеров, когда многие успешные и многообещающие проекты потерпели
фиаско, не выдержав испытание конкуренцией или конкурентной борьбой. Кроме
конкурентов, существуют еще несколько источников угроз, свойственных, в том
числе, российскому бизнес пространству, о которых необходимо знать и предугадывать пагубные последствия
их влияния. О каких угрозах и
рисках идет речь? Риски и угрозы со
стороны государства (в большей мере присущи только российскому рынку) в лице
его контролирующих и правоохранительных органов, различного рода «оборотни» в
погонах и галстуках и т.п.; Возможные риски и угрозы
со стороны криминалитета, (старайтесь не попадать в зависимость, в любом
виде, от заманчивых предложений «добрых» парней); Риски, угрозы и
возможности со стороны рынка – сферы твоей деятельности, следи за прогрессом
и техническими новинками иначе прогоришь (здесь же различного рода кризисы и
т.п.). Раскрывать в более
полной мере содержание этих рисков не входит в нашу компетенцию, однако, если ты
обратишь внимание на полезные
ссылки, то найдешь там много полезного и увлекательного для себя и своего
дела. Одной из основных
задач для тебя, на протяжении всего твоего предпринимательского пути, будет
именно отслеживание возникающих предпринимательских рисков и возможностей для
успешной адаптации в нашем изменчивом мире и поддержании передовых позиций в
бизнесе. Вот еще одна
рекомендация – с самого начала, с задумки своей генеральной идеи, ты должен
учитывать возможные риски, угрозы и возможности для своего будущего дела.
Если хочешь достичь успеха и оставаться успешным, тебе придется делать это
(учитывать и просчитывать риски и возможности) вплоть до окончания своего
предпринимательского задела. Учитывая и
отслеживая возникающие риски, угрозы и возможности ты в значительной мере
сможешь противостоять их негативному влиянию, а в большинстве случаев
обращать представившиеся возможности в свою пользу. Превентивные меры
В заключение
осмелимся дать еще несколько рекомендаций по выживаемости в бушующем море
российского бизнеса. Это особенно актуально, учитывая, что многие аспекты и
сферы отечественного предпринимательства не урегулированы, в должной мере,
действующим законодательством. Однако, это вовсе не
значит, что в случае попадания твоего дела в сферу интересов
правоохранительных или контролирующих органов имеющиеся противоречия будут
однозначно истолкованы в твою пользу. Поэтому: Планируя свое дело посмотри не противоречит ли оно действующему
законодательству, а также под какие контролирующие или правоохранительные
органы оно попадет при различного рода проверках и компаниях (имеются в виду
компании по борьбе с пиратами, преступностью, монополиями и т.п.); Проверь, заранее,
насколько насыщено поле твоей будущей деятельности конкурентами (аналогичными
товарами) и насколько эти конкуренты активны в конкурентном влиянии и борьбе.
Если конкуренты имеются понаблюдай за их
деятельностью, уверены, ты увидишь много полезного для организации своего дела; Подумай, можешь ли
ты с более или менее значительной долей уверенности предсказать развитие той
рыночной сферы, где ты планируешь развернуться? Если нет, попробуй раздобыть
дополнительную информацию. Поскольку только на основе достаточной информации можно
с большим или меньшим успехом прогнозировать будущее; Составь
предварительный план развития своего дела, включающий стратегические
(долгосрочные) и тактические (краткосрочные) задачи. Теперь, если ты видишь,
что в реализации твоего проекта что – то не
стыкуется с планом, ищи слабые места и причины такой нестыковки. Это поможет
скорректировать свои действия и найти слабые места. План должен быть гибким,
предусматривающим возможности внесения корректив и более глобальных изменений
на случай изменений окружающей среды и сопутствующих условий. Возможно, хорошо
подумав, ты найдешь и задействуешь иные превентивные меры, которые во многом
зависят от специфики и сферы твоего бизнеса. Перечислить все их, не зная
твоего замысла, мы не в состоянии, да впрочем это и
не входит в нашу компетенцию. Если мы смогли показать и доказать тебе
необходимость периодического мозгового штурма, то наша миссия выполнена. И последнее, ничто
так не закаляет характер и не способствует успеху, как неприятности и
временные неудачи. Слабый человек ломается и отступает, впрочем, если ты
решил организовать собственное дело, к тебе это не относится. |